?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дом со слонами — дача Константина Головкина, располагающаяся в Самаре по адресу:
улица Советской Армии, 296. Здание в стиле модерн.
  Построено в 1908—1909 годах.
Дом построен по совместному проекту Головкина и архитектора В. В. Тепфера.



Интерьеры дачи и мебель для каждой комнаты создавались по чертежам хозяина, каждая комната имела свою цветовую гамму. В стены зала во всю их длину были вмонтированы широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. Эти полотна, так же как и расположенная рядом с домом скульптура девушки, предположительно образ Волги, были выполнены самим хозяином дачи. После того как здание в советское время несколько раз меняло функции, в нем расположился клуб насосно-фильтровальной станции. Интерьеры утрачены, но сам дом отреставрирован.









Константин Павлович родился в семье зажиточного самарского предпринимателя. По достижению совершеннолетия Константин Павлович получил часть наследства и сразу же поехал в Европу учиться живописи.  Константин Головкин вернулся в Самару и открыл на улице Панской свой собственный магазин писчебумажных изделий, превратившийся в художественный салон. Он писал пейзажи Волги, Жигулей. Картины вез в Германию, где их распечатывали в виде цветных почтовых открыток. Все это давало прибыль, и предприятие Головкина процветало. Для вдохновения и творчества Головкину нужно было уединение. Он построил себе удивительную дачу (со слонами) в Студеном буераке, полученном по наследству. Красивое необычное здание в стиле модерн излучает таинственность. Подходим ближе и дом превращается в крепость с башней, бойницами...Возле входа на веранду поднимается статуя одинокой девушки. Ее силуэт кажется каким-то воздушным и легким. Она выскальзывает из белого постамента, как бы пытается оторваться от грешной земли..  



Скульптуру в саду принято называть "Панночкой", однако я ее так называть не стану. В начале 1990-х появилось множество легенд, связанных с историей дачи и судьбе Головкина. В частности, есть несколько версий происхождения этой скульптуры. К примеру, вот здесь есть цитата с радио "Свобода": "Впрочем, о "даче со слонами" известны и более мрачные легенды. (...) там похоронена, вроде бы, дочь Головкина, под слонами"
 
"Демидовщина", начавшаяся в начале 1990-х не могла не задеть дочь Головкина. В 1992-м году 85-летняя Евгения Головкина-Овсянникова опубликовала статью в газете "Волжская Коммуна", опровергающие все эти домыслы и легенды. Привожу отрывок из статьи:
 
"Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В.Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью к людям оставить в покое...
Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южногго входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет..."






Фигура К.П. Головкин (1871-1925) - одна из самых ярких и светлых фигур в истории Самары первой четверти 20 века. Издатель, фотограф-любитель, краевед, археолог, художник, владелец писчебумажного магазина. Учился сын купца второй гильдии П.И. Головкина в самарском Реальном училище. Там же он научился рисовать, однако кроме семи классов училища другого образования у него не было. Художник-самоучка, он, совместно с художником Ф.Е. Буровым, которого можно так же считать учителем Головкина, организовал самарский кружок любителей искусства. Именно Головкину обязан Самара тем, что в Публичном музее появился художественный отдел, преобразованный уже в советские годы в Самарский художественный музей. Головкин был очень увлеченным человеком, интересовался разными науками. Так же он известен, как владелец первого в Самаре автомобиля.
У Головкина была мечта построить в Самаре Дом науки и искусств, "храм науки и искусства", однако власти не поддержали его инициативу. После революции, Головкин вместе с семьей уезжает в Иркутск, где продолжает собирать экспонаты для самарского музея. Сохранилось письмо, написанное Головкиным, будучи беженцем, различным лицам и учреждениям: "Есть письмо в этом же сборнике, написанное им в Иркутске, будучи беженцем к различным лицам:В силу переживаемых Россией событий мне, как беженцу из Самары, приходится провести зиму в г. Иркутске.Дабы использовать в интересах нашего музея это невольное проживание в далекой Сибири, я хотел бы собрать для Самарского музея какие-либо предметы по этнографии, археологии, палеонтологии и пр., и пр. - местного края. Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой ответить мне на следующие вопросы: Могу ли я приобрести и по какой цене костюмы и предметы культа, домашней обстановки и обихода якутов, бурят и других народов России... и т.д."
18 ноября 1918(!)После Иркутска он совершает поездку в Японию и Манчжурию, где так же приобретает множество экспонатов для музея.В результате, вернувшись уже в 1920 году в Самару, Головкин привез целый вагон вещей, в том числе с археологических раскопок.В Самаре Головкин работал архивистом в губернском архиве вплоть до своей смерти в 1925 году.

 

Константин Павлович Головкин


Рядом с водителем Константин Павлович




Дача на берегу Волги была построена из пустотелого кирпича и имела, по воспоминаниям современников, особую акустику. Если обратить внимание на дореволюционную открытку, мы заметим, что во время реконструкции здания в 1990-х, центральная его часть была перестроена. На открытке не видно существующего ныне выступа. Вместо него на фотографии открытая деревянная веранда. 



После национализации дачи, в ней был устроен госпиталь, затем детский сад, а в 1929-м году здание передали самарскому водоканалу, в управлении которого он пока еще и находится.


На фотографии начала 1930-х над балконом виден ныне утраченный растительный декор. В 1980-х здание дачи было руинировано. Его называли не иначе как "графские развалины".


Интерьер

















Вид на дом с Волги




В 1990-х была произведена реконструкция памятника. Вот как описывают процесс реставрации в интернете:
"В начале 90-х годов дом представлял собой довольно жалкое зрелище. Новые владельцы дачи поставили в ней регистры центрального отопления. Но так как дача не предназначалась для проживания в ней зимой, пустотелые блоки не выдержали, и пошли просадки фундамента. Руководство “Водоканала” решило стянуть фундамент металлическими поясами. Но это лишь навредило зданию - в стенах пошли трещины, образовались мостики холода. Здание могло рассыпаться. Реставрационными работами на объекте занималось научно-практическое реставрационное товарищество “Старый город” под руководством архитектора-реставратора, действительного члена Академии архитектурного наследия, академика М.Б.Егорова. Институт “Горжилпроект” был представлен архитектором А.Л.Дучицким. Они, проведя исследования, потребовали снять металлические пояса, убрать регистры центрального отопления и устроить вместо них более щадящую отопительную систему. Трещины в стенах замазали известково-цементным раствором. Новых трещин, к счастью, не было. Потом сделали ремонт внешней стороны здания. Трехметровый цоколь обложили кирпичом. Само здание покрасили. На весь ремонт, с выявлением и уничтожением трещин, ушло четыре года. Все работы велись на средства МП “Водоканал”. Как рассказал архитектор-реставратор, заведующий сектором памятников и архитектурного наследия управления охраны памятников истории и культуры Александр Аксарин, многое о даче они узнали от внучки Головкина. Она рассказала, что слоны стояли ногами в воде и были частью украшавшего двор фонтанного ансамбля. Фонтан, по мнению Аксарина, можно восстановить. Но “Водоканал” не будет делать этого - нет средств."



Произведения К.П. Головкина

Живопись





Открытки






















http://golema.livejournal.com/49917.html



Старая Самара 
http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_html/page01.html
http://kraeham.livejournal.com/30121.html


Меню по рисункам самарского купца, художника К.П.Головкина.
http://www.alabin.ru/alabina/exposure/collections/menu/


Выполнена по рисункам самарского купца, художника К.П.Головкина.

Проекты


К.П. Головкин. Чертеж фасада Дома наук и искусств. http://golema.livejournal.com/40464.html



Самара сегодня
http://forum.tehnotour.ru/index.php?act=Print&client=printer&f=13&t=165

Profile

remidios_fine
remidios_fine

Latest Month

Февраль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner