remidios_fine (remidios_fine) wrote,
remidios_fine
remidios_fine

Category:

Кельтские украшения: торквес, брошь, фибула.


 Норфолк, Великобритания, 6 в. http://pda.privet.ru/post/94053098



Посидоний при описании кельтских народов отмечал их пристрастие к  роскоши.
Особое место среди украшений занимала шейная гривна, древнее название которой торк, торквес означало собственно гривну, сплетенную из нескольких прядей.
Ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое кельты носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. В живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира».



75г. до н.э.. Золотой торквес  http://elf.org.ru/index.php?i=britiron

«Умирающий галл», самая известная мраморная скульптура кельтского воина, древняя римская копия (на Капитолии) потерянной эллинистической скульптуры. Статуя изображает умирающего кельта, представленного как галльский воин с типичной галльской прической и усами, за исключением торка на шее, галл совершенно голый.



Кельтский бог опознан как Цернуннос на Гундеструпском котле по торквесам вокруг шеи и на руке. Древние авторы, в том числе и Посидоний, упоминали отличительные торквесы кельтов. Древнегреческий историк Полибий писал, что римские войска испытывали смятение при столкновении с кельтскими воинами, у которых на шее были торквесы из золота, а на руках браслеты. Торк был известен египтянам, персам, ранним народам британских островов, римлянам через памятники и кельтские монеты, что означало, что торквес в кельтском мире являлся значительным символом, олицетворявшим силу и власть. В ходе археологических раскопок на землях когда-то принадлежащим кельтам было обнаружено много торквесов, изготовленных их разных металлов, различных форм, многообразно декорированных.

Кельты не только наслаждались красивыми украшениями, как говорит Посидоний, но и верили в мистические полномочия торквесов. Изображение кельтских воинов в искусстве и их описание в исторических источниках свидетельствует о том, что кельты носили торквесы на полях сражений. Торквес на статуе из Гальштата (Австрия, Гальштатскую культуру, 900-400, связывают с кельтской культурой) подтверждает статус воина изображения. Королева Боудика кельтского народа иценов, которая повела свой народ против римлян, носила большое золотое ожерелье по описаниям древних авторов. Торквесы сложной работы из драгоценных металлов принадлежали особам королевских кровей, что подтверждают и археологические исследования, в то время как простые кельтские воины носили бронзовые ожерелья. Есть предположения, что кельты носили торки вокруг головы или «связывали» ими волосы, как символ царской принадлежности. В контексте битв и сражений большие, показные торквесы очевидно воплощали королевское достоинство, могущество. Торквесы являлись хорошими трофеями, в случае поражения кельтов. Свое прозвище видный римский политический деятель Тит Манлий Торкват получил от золотого торвеса, снятого с убитого им в единоборстве галла. Исторический эпизод подтверждает значение кельтского ожерелья для древних народов.


 2 в. до н.э.



Кельтские мифы обращаются не только к вере во власть торквеса самих кельтов. В одном мифе рассказывается о провозглашении императором Юлиана Отступника. Во время церемонии кельтский воин по имени Маурсус снял со своей шеи торквес и возложил его на голову нового императора. Таким поступком он продемонстрировал признание Юлиана, как властителя и соответственно утвердил его в том, что император может рассчитывать на поддержку кельтов. В одной из многочисленных легендах о Святом Брендане Клонфертском также говорится о кельтской безграничной вере в мистические возможности торка. Король Тары, которого в легенде упоминают по имени, увидел во сне ангелов. Они сняли с короля его торквес и отдали незнакомцу. Когда позже пути пути короля Тары и Брендана пересеклись, король узнал в Брендане незнакомца из сна. Согласно интерпретации рассказчиков, король вынужден вскоре был отказаться от власти. С введением христианства торк наделялся многими характеристиками, а в некоторых случаях считался иногда пережитком языческой веры. Британский церковный историк и писатель Гиральд Камбрийский в двенадцатом веке рассказывал о торке, когда-то принадлежавшем Мо-Хоноку (почитаемому мученику валлийскому), сыну легендарного короля королевства пятого века Брихейниог (Уэльс) Брихана (Святой Брихан). Торк из золота состоял из четырех секций спаянных вместе и разделенных посередине декоративной головой собаки, у которой была оскалена пасть. Гиральд Камбрийский пишет, что клятву, данную перед торком, люди боялись нарушить, веря в неизбежное возмездие. На торке, якобы осталась вмятина из-за произведенного удара железным молотком. Это работа человека, который польстился на золото. Но он, как продолжает историк, был наказан полной слепотой и остаток своей жизни провел в одиночестве и полной темноте.

Итак, для древних кельтов торк являлся символом мощи, власти, защиты в схватках с противником, принадлежности к избранному народу. В христианстве он претерпел изменения в значениях и был наделен божьими полномочиями, освящать клятвы и карать неверующих.

 (355x52, 3Kb)

 Если торквес как драгоценное украшение олицетворял форму высшей власти, то броши являлись для кельтов самым популярным и любимым украшением. Их носили как женщины, так и мужчины. Брошь, объединявшая в себе декоративную и утилитарную функцию в то же время могла содержать и магический подтекст, выступать в качестве амулета.

Фибула


Фибула  (лат. fibula - шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья.  Развитие фибулы в латенское время. Фибула как популярное украшение является чувствительным хронологическим показателем и потому по её форме можно часто датировать и другие археологические


 







В Ирландии и Великобритании был распространен тип броши, имевшей форму почти сомкнутого кольца (у броши был лишь маленький промежуток) с прикрепленной длинной булавкой, скользившей вокруг кольца. У исследователей нет однозначного мнения о происхождении формы. Кто-то считает, что она развилась от провинциальных римских моделей. Другие уверены, что это родная для Ирландии и Великобритании форма, существовавшая в неизменном виде с железного века.

Кельты на территории Ирландии и Великобритании носили броши в форме почти сомкнутого кольца приблизительно с третьего столетия, на плечах или груди. Броши могли быть маленькими и большими. Их делали из бронзы, железа или меди, украшали драгоценными камнями и позолотой. В самой своей простой форме брошь напоминала все тот же торк, но с дополнением в виде вертящейся булавки. В христианские годы украшения стали сложнее, головка булавки расширилась, её часто инкрустировали драгоценностями. Кроме того, концы броши увеличились, формируя намного более широкую дугу, чем верхняя часть кольца. В некоторых случаях кольцо было полностью замкнуто, и брошь присоединялась к одежде посредством булавки.

Кельтская брошь Хантерстоун

Самый ранний образец такой формы кельтской броши на территории Ирландии и Великобритании - великолепная брошь Хантерстоун, найденная в 1830-х годах в Хантерстоуне (Эйршир, Шотландия). Брошь, изготовленная в 700 году, действительно особенный объект. Из твердого серебра с детализированной золотой и серебреной филигранной работой и янтарными гвоздиками, которые указывают на то, что брошь была скорее всего из королевства Дал Риада (на западном побережье Шотландии), где янтарь был очень популярен. Было предположено и то, что Брошь Хантерстоун – работа англосаксонского художника, произведенная для кельтского заказчика. Строгие детали, внимание к математической пропорции указывает на то, что художник был хорошо знаком с германской технологией обработки металлов.



На обратной стороне броши добавленные через 200 лет рунические надписи, которые называют имя владельца, норвежского викинга. Брошь демонстрирует синтез ирландских, англосаксонских и пиктских художественных элементов. Стиль броши, роскошно украшенной орнаментами животных, напоминает представления пиктов о зооморфных существах. В центре броши две головы абстрактных птиц, каждая с большим глазом и крючковатым клювом, окружающие прямоугольную группу с вырезанным кельтским крестом.

Брошь Тара

Одно из самых известных драгоценностей кельтского мира - Брошь Тара, сохраняется в Национальном Музее Ирландии в Дублине. Несмотря на такое название, открытие броши не состоялось на территории Холма Королей (Тара). Брошь была найдена на восточном побережье Ирландии в деревне Беттистаун (графство Мит) в 1850 году. Просто ювелир, который изучал брошь, учитывая её изящную природу, сделал предположение, что могла она принадлежать кому-нибудь из окружения Высоких Королей древней Ирландии. Согласно популярным историям, брошь, которая находилась в деревянной коробке, нашли два мальчика, игравшие на берегу. Их мать продала её за гроши местному часовщику, тот в свою очередь перепродал брошь ювелиру Джорджу Уотерхаусу. Брошь кольцеобразной формы замыкает сама себя. Изготовленная из позолоченного серебра с добавленным янтарем, цветным стеклом и медью, она декорирована криволинейным орнаментом из сложных завитков, пастей и хвостов невероятных животных.




Миниатюрная работа дополнена четырьмя лепными «головками» из янтаря. Филигранной работы орнамент, проходящий по поверхности. Орнаменты на броши часто сравнивают с мотивами из Линдисфарнского Евангелия, одним из щедро иллюстрированных кельтских рукописей. Мотивы в значительной степени абстрактны, не содержат характерной для кельтского искусства прямой языческой ссылки. Подобное декоративное оформление можно увидеть на ассимилированных в христианский период ]кельтских крестахКниге Келлс, на Чаше Ардагх. Отмечено, что первоначально, нижняя сторона была из ряда красной меди на серебреном фоне. Относительно недавно брошь восстановили в лабораториях Британского Музея, в результате были идентифицированы мелкие подробности эскизов человеческих лиц. Тара - крошечный предмет (22.5 см), созданный при помощи великолепных технологий обработки металла - а это не только эмаль и гравюра, но также литье и инталия (вырезанные изображения), филигрань, - и украшенный стеклом и янтарем.


Брошь Тара олицетворяет высочайшее качество ирландских брошей Раннего Средневековья. Она служит прекрасным примером навыков восьмого века, и была скопирована неисчислимое количество раз. Брошь Тара – одна из двух брошек, которые носили в паре, чтобы, связав их цепью, удерживать плащ на плечах.


http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43064737551
http://www.celtica.ru/content/view/122/206/1/1/
http://virlib.eunnet.net/books/ironage/part1/god.html


 (355x52, 3Kb) 


Посидоний (Ποσειδώνιος, 139/135 год до н. э., Апамея — 51/50 год до н. э., Рим) —
древнегреческий философ-стоик, историк, географ, астроном.





http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F1%E8%E4%EE%ED%E8%E9


 

Tags: история вещей, кельты, ювелирка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments